Федеральные службы РФ: структура и полномочия energopto.ru
Федеральные службы России играют ключевую роль в системе исполнительной власти, осуществляя контроль и надзор в различных сферах деятельности. Давайте разберемся в особенностях их организации и функционирования. Друзья, если вам нужно согласование проекта в ростехнадзоре в Москве то обратитесь в компанию energopto.ru .
История возникновения федеральных служб в России
Первые федеральные службы начали создаваться в России в 1990-х годах в ходе административной реформы. До этого контрольные и надзорные функции были сосредоточены в союзных и республиканских министерствах и ведомствах.
Важным этапом стал Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», закрепивший понятие «федеральная служба» и определивший ее место в системе государственного управления.
С тех пор функции федеральных служб значительно расширились. Если изначально они занимались в основном контролем и надзором, то теперь на них возложены также
- выработка государственной политики в соответствующих сферах;
- правовое регулирование;
- обеспечение национальной безопасности;
- оказание госуслуг.
Структура и типы федеральных служб
Федеральные службы РФ можно разделить на несколько категорий:
- Осуществляющие контроль и надзор (налоговая, таможенная службы и др.)
- Обеспечивающие национальную и общественную безопасность (ФСБ, ФСО и др.)
- Оказывающие государственные услуги (Росреестр, Роспатент и др.)
Всего в России насчитывается порядка 50 федеральных служб и агентств.
Они могут находиться в прямом подчинении
- Президента РФ,
- Правительства РФ либо
- профильных федеральных министерств.
Некоторые федеральные службы имеют статус коллегиального органа. Например, Федеральная антимонопольная служба возглавляется руководителем, а ключевые решения принимаются коллегией из 12 человек.
Федеральная служба | Сфера деятельности |
Росфинмониторинг | Финансовый мониторинг |
Роспотребнадзор | Защита прав потребителей |
По данным сайта Правительства РФ на 2023 год, всего в России насчитывается порядка 50 федеральных служб и агентств.
Основные функции и полномочия
Ключевыми функциями федеральных служб РФ являются:
-
Выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах. Например,
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) устанавливает обязательные требования в области промышленной безопасности.
-
Осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) проверяет соблюдение стандартов оказания медицинской помощи в лечебных учреждениях.
-
Предоставление государственных услуг. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) ведет Единый государственный реестр недвижимости и предоставляет сведения из него.
Федеральные службы наделены полномочиями по изданию индивидуальных правовых актов в рамках своих полномочий. Однако им запрещено осуществлять нормотворчество и управлять госимуществом.
Правовой статус федеральных служб
Федеральные службы обладают особым правовым статусом и наделяются дополнительными полномочиями.
Большинство из них имеют статус юридического лица, что позволяет им самостоятельно участвовать в гражданском обороте, заключать договоры и приобретать имущество.
Ряд федеральных служб относится к военизированным организациям (ФСО, ФСБ, Росгвардия). Они наделены правом приобретать боевое оружие и спецсредства.
Принципы организации федеральных служб
В основе организации и деятельности федеральных служб лежат принципы:
- законности;
- уважения прав человека;
- централизованного руководства;
- взаимодействия с другими госорганами.
Руководство и координация
Работой федеральных служб руководит Президент РФ. Он утверждает положение о службах и назначает их руководителей.
Правительство РФ координирует их деятельность в части взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти.
Руководить федеральной службой может гражданин РФ старше 30 лет, имеющий высшее образование и стаж госслужбы не меньше 5 лет.
По оценкам экспертов, общая численность сотрудников федеральных служб составляет порядка 500 000 человек. Для сравнения, в 1990-е годы эта цифра не превышала 100 000.
Проблемы в деятельности федеральных служб
Основными проблемами, с которыми сталкиваются федеральные службы, являются:
- дублирование функций между разными службами;
- недостаточное финансирование;
- низкая эффективность контрольно-надзорной деятельности.
Просмотров 0
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к записи