Туристическая байдарка "Таймень": описание, характеристики и отзывы monitorrr.narod.ru
Байдарка щука или "Таймень" сконструированная Валентином Алексеевичем Строгановым, давно уже снискала добрую славу у любителей водного туризма.
Она легка, надежна и приспособлена в том числе для длительных сложных маршрутов. Путешествуют на ней в светлое время суток.
Байдарка для водных путешествий
Вот уже более тридцати лет эта лодка успешно эксплуатируется на участках рек Южного Буга, Карпат, Северного Кавказа, Алтая, Саян, Карелии 1-3-й категорий сложности. Байдарки туристические "Таймень" среди туристов имеют своих ярых поклонников, которые принципиально не путешествуют ни на чем другом.
Относительно небольшой вес и возможность сборки-разборки позволяют туристам на сложных для сплава участках (4-6-й категорий сложности) обносить опасные участки по берегу. Для 5-й и 6-й категорий используются специальные гребные суда: плоты, катамараны.
Впрочем, на продолжительных маршрутах предпочтительнее для туристов все-таки является байдарка “Таймень”. Отзывы путешественников свидетельствуют о том, что на открытом водном плесе ею легче управлять, чем вышеупомянутыми спортивными судами: она при волне и ветре лучше держит курс, т. е. не “рыскает”. Кроме того, в силу лучшей гидродинамики (байдарка все-таки) лодка плывет быстрее.
Опытные уристы путешествуют по маршруту со скоростью 7 км/час. При слаженной гребле наиболее быстрой является трехместная лодка. Ее средняя скорость - 8 км/час.
Об изготовителе “Тайменя”
Данную лодку второго поколения начала выпускать промышленность СССР еще в конце 70-х гг. Конструкция получилась экономичной и оптимальной. Исключительно надежна и служит в среднем 30 лет байдарка “Таймень”. Производитель - завод ФГУП ММПП "Салют" - выпускает данную байдарку второго поколения и в наше время.
Байдарка, состоящая из сборного каркаса и "шкуры" (оболочки из полихлорвинила (ПВХ)), обладает отменным запасом плавучести и хорошей грузоподъемностью.
Кроме того, легко можно купить подержанную лодку. Есть целые сообщества владельцев данной байдарки. Запчасти к ней приобрести - не проблема.
Модификации
Изготавливается три базовые модели байдарки: одноместная "Таймень-1”, двухместная “Таймень-2”, трехместная “Таймень-3”.
Наименование |
Грузоподъемность, кг |
Длина, м |
Ширина, м |
Осадка, м |
Вес комплекта, кг |
"Таймень-1" |
150 |
4 |
0,75 |
0,14 |
22 |
"Таймень-2" |
250 |
5 |
0,85 |
0,15 |
32 |
"Таймень-3" |
375 |
5,7 |
0,88 |
0,17 |
38 |
Наиболее ходовой считается модель "Таймень-2".
Модификации байдарки
Всего в зависимости от наличия комплекта для водозащиты и материала оболочки имеется 8 модификаций байдарки. Представим их также в табличном виде:
Модификации байдарки |
Материал дна и деки, которыми оснащается байдарка "Таймень" |
1 и 5 варианты |
Днище из прорезиненой ткани на основе хлопчатобумажной. Дека (верх) изготовлена из хлопчатобумажной ткани |
2 и 6 варианты |
Днище из прорезиненой ткани на основе хлопчатобумажной. Дека (верх) - ткань капроновая с ПВХ-покрытием |
3 и 7 варианты |
Днище из прорезиненой ткани на основе капроновой. Дека (верх) изготовлена из хлопчатобумажной ткани |
3 и 7 варианты |
Днище из прорезиненой ткани на основе капроновой. Дека (верх) - ткань капроновая с ПВХ-покрытием |
Шкура для байдарки "Таймень", как вы поняли, если следовать терминологии изготовителей, называется декой. Если ее рассмотреть, то можно отличить кормовую часть (в нее имплантирована железка с двумя дырками) и носовую (ее металлический разъем содержит одно отверстие).
Весла для байдарки "Таймень" являются разборными. Они состоят из трубки и гребной лопатки с фиксатором.
№ модификации |
Наличие водозащитного комплекта |
1,2,3,4 |
Байдарка "Таймень" оснащена комплектом водозащитным (боковыми гермоупаковками, крышкой люка, юбками, фартуком) |
5,6,7,8 |
Водозащитный комплект не предусмотрен |
О сборке
Сборка байдарки “Таймень” производится в среднем за 25-30 минут. Для ее осуществления потребуется площадка в 6 квадратных метров, желательно без песка. Первым делом собирается каркас лодки, потом на нее надевают “шкуру”.
Владельцу-новичку рекомендуем ознакомиться и запомнить специфические названия деталей каркаса.
Описание конструктивных частей байдарки |
Название |
Нос, а также корма байдарки. По своей конструкции являются идентичными, байдарка“Таймень” симметрична по форме |
Штевень |
Основа дна байдарочного каркаса. Точнее, его передняя и задняя часть |
Кильсоны |
Детали крепежные для дна байдарки |
Шплинты |
Поперечные детали (ребра) каркаса |
Шпангоуты |
Подольные детали каркаса |
Стрингеры |
Верхняя обрамляющая трюм и крепежная для "шкуры" плоская труба, состоящая из 6 сборных частей |
Фальшборт |
Подготовка к сборке каркаса
Для эффективной сборки важно правильно произвести подготовку к сборке основного каркаса.
- Вначале обираем весла. Это несложно: весельные трубки вставляем в гребные лопатки и фиксируем.
- Затем на выбранной площадке раскладываем “шкуру”. Ориентируемся, где у нас будет расположен нос, а где - корма.
- По предположительному расположению гребцов примерно раскладываем металлические детали каркаса. Компоновка модели “Таймень-3” предполагает следующее размещение отсеков байдарки:
- два отсека - для гребцов;
- грузовой отсек;
- отсек для гребца. - Отсеки с гребцами снабжаются овальными железками со спинками.
- Определяем две веткообразные запчасти (нос и корму.) Они абсолютно одинаковы.
- Сортируем трубки каркаса. Это четыре вида деталей имеют два различных диаметра. Больший диаметр трубок расположен в верхней части конструкции.
Итак, у нас отдельно лежат:
- 8 длинных трубок меньшего диаметра;
- 4 длинные трубки большего диаметра;
- 4 средние трубки меньшего диаметра;
- 2 средние трубки большего диаметра;
- 4 трубки короткие гладкие меньшего диаметра;
- 2 трубки короткие гладкие большего диаметра;
- 4 трубки короткие со шпингалетами меньшего диаметра;
- 2 трубки короткие со шпингалетами большего диаметра.
Рекомендации по сборке
Сборка байдарки “Таймень” осуществляется согласно инструкции. Впрочем, мы специально для читателей-новичков внесем некоторые комментарии в порядок сборки, не отягощая их терминологией. Просим не считать нижеизложенное полноценной инструкцией (она обязательно должна присутствовать при сборке).
Собирая первый раз байдарку “Таймень” методом проб и ошибок, мы сочли следующие этапы принципиальными:
- Начинаем собирать с носа и кормы. Соединяем (с каждой стороны) веткообразную (штевень) и самую маленькую овальную деталь (шпангоут). Снизу к конструкции крепим шпильками зауженную с одного конца лесенку (кильсон). Длинные трубки соединяем с трубками носа (кормы).
- На корме устанавливаем малую овальную железку (шпангоут). Отверстия на ней порезаны с наклоном в сторону кормы. Далее крепим эту малую железку к зауженной металлической лесенке (кильсону). В гнезда овальных деталей вставляем средние трубки.
- Далее к кормовой лесенке крепится самая короткая лесенка (кильсон), а к ней - самая большая овальная деталь со спинкой. Короткие трубки без шпингалетов вставляем в отверстия средней части.
- Соединяем обе половинки (носовую и кормовую) каркаса байдарки. Совмещаем концы лесенок и крепим их шпильками. Соединяем трубки шпингалетами.
- “Шкуру” крепим, ориентируясь на металлические кольца. Заправляем ее концы в фальшборт и устанавливаем фальшборта, закрепив их замками.
Советы по эксплуатации
За 30 лет пользования байдарками “Таймень” их собственниками накоплен определенный опыт и составлены рекомендации, обеспечивающие безопасное плавание. Изложим некоторые советы:
- Опытные туристы для обеспечения непотопляемости лодки закрепляют в ее носовом отсеке надувные емкости объемом от 20 л.
- Поскольку байдарка имеет сравнитнельно низкую осадку, ее нельзя загружать на глубине менее 40 см. Иначе дно лодки може быть порезано о камни, ракушки и т. п.
- Весь багаж в лодке должен быть жестко привязанным (закрепленным). Это правило действует на маршрутах любой сложности.
- Внутри байдарки запрещено оставлять свободные веревочные концы. На резких поворотах они могут захватить и зафиксировать ногу, что весьма опасно.
- Байдарка “Таймень” должна причаливать к берегу исключительно против течения и только боком. Штевни ее не педназначены для швартования, они могут не выдержать такой нагрузки.
- Лодку можно переносить по берегу, лишь освободив ее от груза. Дюралевые запчасти могут деформироваться, и, соответственно, способность лодки разбираться-собираться нарушится.
- Осуществляя провод байдарки по воде, запрещено быть спереди, иначе сама лодка под действием течения и своей массы может прижать проводящего.
- Если поднялась волна от катеров, моторных лодок и т. п., байдарку следует развернуть носом к волне, дабы избежать переворачивания.
- Если байдарка перевернулась, запрещается ее переворачивать обратно. Следует вначале отбуксировать лодку к берегу. Нельзя выпускать пузырь воздуха из-под перевернутой байдарки, ведь он обеспечивает ей запас плавучести.
Заключение
Подготовка лодки “Таймень” к походу - дело серьезное. В нем нет мелочей. Неудобное весло или скамья, мешок для багажа, который подтекает - все это может испортить радость от общения с природой.
Имеет ли недостатки байдарка каркасная “Таймень”? Если таковым является достаточно неудобная упаковка для транспортировки высотой более 1,5 метра и весом более 30 кг, то да. Рекомендуем заранее спланировать ее беспроблемное перемещение к месту старта путешествия.
Также туристам-профессионалам, путешествующим по речным маршрутам второй и третьей квалификации сложности, обязательно следует доработать "шкуру", проклеить ее под кильсоном и стрингерами, воспользоваться водонепроницаемым фартуком, юбками и заглушками.
Надеемся, что наши рекомендации будут полезны и новичкам, и уже путешествовавшим на байдарке “Таймень”.
Просмотров 0
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к записи