План формирования поездов: определение, основные показатели и сущность era-takelazha.ru
Железнодорожное сообщение подразумевает наличие четкого графика движения составов. В частности, создание плана формирования поездов. Мы рассмотрим определение этого термина. А также основные показатели таких планов, их сущности и особенности.
Определение
План формирования поездов - единый технологический процесс деятельности всех станций железнодорожной сети. Также он одновременно выступает схемой распределения сортировочных работ между ними.
План формирования поездов устанавливает назначение и род групп вагонов, составов, формируемых станциями. В частности, в нем указано следующее (в отношении каждой станции):
- Категории отправляемых составов.
- Станции их расформирования.
- Назначение каждого из включенных в состав вагонов.
- Род каждого из подвижных составов.
Цель составления
План формирования поездов ориентирован на снижение расходов железнодорожных компаний, связанных со следующим:
- Подвод вагонов к пунктам погрузки.
- Время переработки, простоя вагонов на станциях.
- Выполнение технических и грузовых операций.
- Продвижение железнодорожных вагонов по определенным участкам.
- Содержание технической инфраструктуры и штата трудящихся.
С помощью применения методов расчета плана формирования поездов достигаются и цели по повышению доходов железнодорожной компании за счет следующего:
- Снижение штрафных выплат за несвоевременную доставку товаров, грузов при помощи ж/д транспорта.
- Исключение неподачи порожних вагонов.
- Негабаритные перевозки.
Ситуация в РФ
Что касается планов формирования и графиков движения поездов на Российских железных дорогах, тут надо учитывать, что из всего множества станций 85 являются важнейшими. Что это значит? По схемам формирования поездов они входят в состав сетевых. То есть тут принимаются, загружаются и отправляются грузы в различные российские и зарубежные пункты.
Вагоны здесь должны быть подготовлены к отправлению, доставлены к необходимому пункту точно в срок. Они должны включаться в поезда по определенной системе. Она, в свою очередь, обеспечивает устойчивое положение ж/д на всеобщем рынке транспортных услуг, высокие финансовые результаты от железнодорожных перевозок. Всего этого можно достичь путем правильного распределения сортировочных работ между станциями.
Методы
План формирования грузовых поездов предусматривает включение вагонов в подвижные составы двумя методами:
- По назначению следования. То есть по следованию до одной и той же станции расформирования или выгрузки.
- По роду формируемого подвижного состава.
Присвоение конкретных значений формируемым составам именуется специализацией поездов.
Разновидности
Рассмотрим самые распространенные такие специализации в рамках плана формирования грузовых поездов ОАО РЖД.
По условиям, грузовые составы будут разделены на:
- Отправительские маршруты (они организуются непосредственно с мест погрузки). Обязательно освобождается не менее одной станции от переработки включенных в состав вагонов.
- Технические маршруты. Это те поезда, что формируются уже без участия грузоотправителя.
Отправительские маршруты
В свою очередь, отправительские маршруты по назначению вагонов будут разделены на такие подкатегории:
- Прямые. Они формируются из вагонов назначением на одну-единственную станцию выгрузки, а также по адресу одного получателя на конкретный подъездной путь.
- Назначение на станции одного участка выгрузки (вагоны подбираются именно по станциям назначения).
- Назначения на так называемые станции распыления.
- Назначение на такие станции распыления, где осуществляется разведение вагонов по грузополучателям, станциям выгрузки в границах зон обслуживания данных станций.
- Назначение на распределительные или входные станции ж/д, где получаются только топливные грузы.
По условиям обращения можно дополнительно выделить следующие маршруты:
- Кольцевые. Тут имеются постоянные составы, которые после выгрузки снова возвращаются на начальную станцию или отделение железной дороги для повторной загрузки.
- Технологические. Они будут обращаться по установленному графику между предприятиями, организациями - адресатами и адресантами грузов, сопровождаемыми технологическими процессами, требующими именно ритмичной доставки.
Технические маршруты
План формирования поездов включает в себя и необходимость следования техническим маршрутам (созданным без участия грузоотправителя). Тут составы будут подразделяться на подкатегории:
- Сквозные. Они следуют без переработки через одну или сразу несколько ж/д станций.
- Участковые. Следуют по одному участку без переформирования.
- Сборные. Предназначены для сбора и развоза вагонов по станциям конкретного участка.
В рамках технологических маршрутов курсируют и следующие поезда:
- Зонные сборные. Работают сразу на нескольких промежуточных станциях, относящихся к одному участку.
- Удлиненные. Соответственно, работают на промежуточных станциях двух смежных ж/д участков.
- Сборно-участковые. Такие поезда следуют по нескольким участкам, работают на промежуточных станциях одного участка и следуют транзитом через иные участки.
- Вывозные. Они следуют с участковой или сортировочной станции до отдельной грузовой или промежуточной станции уже иного, примыкающего участка.
- Передаточные. Курсируют между станциями, входящими в один узел. Обслуживаются спецпарком передаточных локомотивов.
- Так называемые диспетчерские локомотивы. Избираются при незначительной выгрузке/погрузке на промежуточных ж/д станциях. Нередко выступают дополнением к сборным поездным составам.
По числу групп вагонов составы формируются:
- Одногруппные. К единственной станции назначения.
- Групповые. Включены две и более вагонные группы на различные станции назначения.
Также составы тут разделяются на:
- Груженые.
- Порожние.
- Комбинированные (есть и порожние, и груженые вагоны).
Корректировка, изменение схемы
Расчет плана формирования поездов порой нуждается в корректировке. Изменения производятся в зависимости от эксплуатационной работы отдельных участков путей, суточного образования на них вагонопотоков. К корректировке плана обращаются только в том случае, если это не замедлит общее движение поездов по ж/д.
Изменения оформляются соответствующими диспетчерскими приказами, заверяемыми подписями ответственных лиц. Что касается допустимых вариаций подобных оперативных корректировок частей планов формирования грузовых поездов, они устанавливаются по каждому из назначений, указываются в дорожных книгах подобных схем.
В отношении оперативных изменений уже межгосударственных пунктов перехода (они соответственно назначаются по межгосударственным маршрутникам) можно сказать, что они осуществляются только в следующих случаях:
- Стихийные бедствия.
- Нарушение безопасности движения железнодорожных составов.
- Просьбы отдельных грузополучателей и грузоотправителей в отношении отдельных поставок - вагонов, вагонных групп либо отправительских маршрутов.
Корректировка плана в таком случае проводится Дирекцией Совета по ж/д транспорту с обязательным согласованием с причастными к делу железнодорожными организациями.
Отдельные случаи
В начале статьи мы уже разобрали, что включает в себя план формирования поездов. Теперь отразим важные особенности его составления.
Поездные составы из порожних вагонов формируются отдельными маршрутами по роду такового состава. Также они могут входить в число комбинированных составов вместе с гружеными вагонам. Формируются на станциях, обозначенных в данном плане.
Что касается станций, где не предусмотрено формирование маршрутов составов, представленных только порожними вагонами, их включают в грузовые поезда по регулировочному заданию, установленному планом формирования.
По роду перевозок и дальности следования могут быть сформированы ускоренные поезда, отличающиеся повышенной маршрутной скоростью. В частности, это следующие категории:
- Составы, осуществляющие перевозку скоропортящихся грузов в рефрижераторных вагонах.
- Составы, доставляющие живность, фрукты и овощи в крытых специальных вагонах, молочную продукцию в контейнерах и проч.
Для вышеобозначенных поездов отправление и пропуск осуществляются по специальным расписаниям.
Как порожние, так и груженые составы, насчитывающие 28-30 изотермических вагонов, на всем маршруте следования не должны пополняться другими вагонами. Их также не учитывают в числе неполносоставных или же неполновесных.
Отдельные автономные вагоны, рефрижераторные секции, цистерны- и вагоны-термосы, как порожние, так груженые, а также крытые специальные вагоны со скоропортящимися товарами следуют по техническим маршрутам в рамках установленного порядка направления грузовых ж/д потоков, а также поездного плана формирования.
Что касается массовой перевозки животных, она осуществляется только в специально созданных для этого вагонах, строго по установленному расписанию движения ускоренных составов. Допускается, что отдельные группы таких поездов отправляются по специфическим планам формирования - с учетом местоположения водопоя.
Если осуществляется перевозка негабаритных грузов, то нужно учитывать, что маршруты для грузов боковой и нижней негабаритности четвертой, пятой, шестой степени в большинстве случаев не совпадают с действующими планами формирования поездных составов.
От этого подобных вагоны дальних сообщений включаются в составы ближнего назначения. А станцию расформирования подобного поезда заблаговременно извещают о необходимости работы с вагонами, имеющими в составе негабаритные грузы.
В тех случаях, когда маршруты следования составов, перевозящих опасные грузы, отличаются от действующих по установленным планам формирования, порядок включения таких вагонов в поезда оформляется по соответствующему распоряжению, исходящему от железнодорожной администрации.
Показатели по маршрутизации
План формирования грузовых поездов состоит из нескольких частей: определение рода подвижных составов, категорий вагонов, станций их расформирования и прочего. Для этого плана основными являются показатели маршрутизации:
- Ее уровень - по отдельным грузам и в целом.
- Средняя дальность маршрутов.
- Размер переработки вагонов, снимаемой отправительскими маршрутами на участковых и сортировочных ж/д станциях.
- Показатели удельного веса маршрутной погрузки под выгрузку в распыление и на одну станцию.
- Общий объем экономии приведенных часов переработки всеми отправительскими маршрутами.
Общие показатели
Для поездных планов формирования важны и общие показатели:
- Размер транзитных потоков вагонов.
- Коэффициенты переработки.
- Средняя дальность пробега грузовых составов.
- Вагоно-часы переработки.
- Количество сформированных отправлений.
- Средняя мощность вагонопотоков, относящихся к одному назначению.
Мы рассмотрели, что называется планом формирования поездных составов, его особенности, важные показатели и сущность. Определили методы, разновидности формирования, корректировку такого плана.
Просмотров 0
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к записи