Каденция - это музыкальная фантазия
В музыке существует множество интересных приемов, делающих каждую мелодию уникальной и оригинальной. Каденция – это одна из таких уловок. Без нее мотив теряет самые интересные моменты.
Слово «каденция» используется в музыке в двух обозначениях:
- Каденция – это включение в мелодию, которое характеризуется свободой, виртуозностью и богатством музыкального окраса. В таком значении каденция использовалась в опере итальянских композиторов XVII-XVIII века. Таким же образом прием применялся в инструментальных соло XIX столетия.
- Каденция – это мелодичная импровизация, включенная в основное музыкальное произведение.
Как правило, прием каденции использовался в конце инструментального соло или концерта. В процессе исполнения данного приема музыкант имел возможность проявить свой талант во всей красе.
История возникновения понятия
Впервые в музыкальной теории термин «каденция» использовал Флоренций де Факсолис в своем трактате «Музыкальная книга». Впоследствии прием продолжил развиваться в теории музыки XVI—XVII веков.
Французский теоретик музыки Жан-Филипп Рамо впервые описал классификацию каденции в тональности классического романтизма.
Сначала прием использовался лишь в рапсодиях инструментального концерта. Как правило, это была импровизация, которая не записывалась при помощи нотной грамоты. Так было вплоть до XIX века. Впервые записать ноты каденции рискнул Людвиг ван Бетховен в создании своего Пятого концерта для фортепиано с оркестром.
Разновидности каденции
Основная классификация каденции была предложена Жаном-Филиппом Рамо. Сегодня известны такие основные виды приема:
- По расположению в периоде мелодии каденция музыки бывает серединной (в конце первой музыкальной строчки), дополнительной (в конце периода).
- По составу аккордов прием может быть автентическим. Тогда заключительный аккорд выполняется при помощи доминанты. Это, как правило, сочетание аккордов, которое вносит окончанию мелодии решительное и безапелляционное окончание (аккорды D-T, T-D-T).
Альтернативой автентической каденции является плагальная, то есть, окончание, построенное в субдоминантном направлении. Такое окончание мягкое и навевает сомнения. Прием проигрывается при помощи сочетания аккордов T-S-T, S-T, T-S и т.д.
- Степень завершенности разделяет каденцию на половинную, полную и прерванную. Половинная каденция – это прием, когда доминантный аккорд не завершает период, а будто зависает в воздухе. Появляется впечатление некой незавершенности мелодии. Такая каденция используется, как правило, в середине произведения. Полный прием выполняется с задействием субдоминанты вначале, доминанты посредине и тоники, как окончательного аккорда. Полная каденция проявляет тональность со всех трех ее сторон. Прерванный прием предполагает кратковременную импровизацию и продолжение мелодии.
- Еще один критерий разделения музыкального приема – звучание главного голоса мелодии. Такое мерило делит каденцию на совершенную и несовершенную. Совершенная приводит мелодию к тонике в сильную долю такта. Произведение кажется полностью завершенным. При несовершенной фантазии последний аккорд припадает на терцию или слабую долю. Такая мелодия является незавершенной.
В какой музыке используется каденция?
В современных мелодиях тоже используется прием каденции. Музыка с такими изворотами фантазии становится ярче и интереснее.
Самое распространенное применение каденции встречается в джазе. Здесь такой прием носит название «брейк». В окончательном своем варианте брейк сформировался в блюзе. Свободная импровизация.
Каденция используется в классических музыкальных произведениях. При оркестровых концертах дирижер так выстраивает подачу мелодии, что фантазия в исполнении солирующего инструмента кажется свежей ноткой в ткани общей музыки. Без каденции мотив был бы серым и неинтересным.
Просмотров 0
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к записи