Фотолюминесцентная эвакуационная система: проектирование, монтаж, обслуживание fes-24.ru

Написал Vangan, 24-07-2021, 08:56 | Написано в Новости в мире

От качества работы эвакуационной инфраструктуры при возникновении чрезвычайной ситуации могут зависеть жизни людей, что заставляет ответственных лиц тщательно прорабатывать малейшие нюансы эксплуатации систем безопасности. Производители также идут навстречу потребителям, предлагая все новые и более эффективные средства, помогающие людям ориентироваться в экстренных ситуациях, например, при пожаре. Одним из последних инновационных решений данного типа стал фотолюминесцентный план эвакуации, который представляет собой комплекс визуальных указателей и средств координации движения.

Общие сведения о ФЭС

Фотолюминесцентный материал сам по себе представляет особую категорию элементов свечения, которая не относится к светильникам как таковым, но при низком уровне видимости вполне может информировать человека о правильном направлении движения или давать другую важную информацию. Как правило, это указатели, которые размещаются на путях эвакуации и действуют круглые сутки с минимальной поддержкой со стороны источников энергоснабжения. Постоянная работа такой «подсветки» связана с особенностями структуры материала. Фотолюминесцентные средства изготавливаются из фосфорорганических веществ, которые составляют светящуюся основу. Данный материал характеризуется стойкостью к истиранию, не подвержен горению и прочим разрушительным процессам, однако он экологически вреден для здоровья человека, что накладывает определенные ограничения на сферы его применения.

В России, согласно ГОСТу, фотолюминесцентные эвакуационные системы могут использоваться в зданиях, на транспортных средствах, в подземных и наземных сооружениях. Но, опять же, не стоит путать функционал данной графической подсветки с более традиционными способами полноценного или даже частичного освещения. Фотолюминесцентные компоненты не используются в системах основного, аварийного и электротехнические освещения, а также не применяются в структуре сигнальной спецодежды. Для таких целей используют другие средства и материалы.

 

Классификация элементов ФЭС

В системах эвакуации применяется не один элемент ФЭС, а несколько, причем они могут принадлежать к разным функциональным категориям. Сама фотолюминесцентная эвакуационная система – это комплекс визуально-знаковых элементов, посредством которых люди могут быстрее находить правильные направления к выходу. Помогают в этом деле следующие средства ФЭС:

  • Значки безопасности.
  • Символы с наличием подсветки.
  • Свободная маркировка.
  • Указательные стрелки.
  • Контуры планов эвакуации.
  • Ярлычки, этикетки, надписи.

Основу аварийных ФЭС составляют плоские, линейные и объемные элементы разметки, в которых уже как дополнение используются фотолюминесцентные покрытия. Последнее время набирают популярность и так называемые преобразователи света в структуре ФЭС. Как правило, это плоские и объемные экраны светящегося фона, на поверхности которых также используются излучающие покрытия.

Классифицируются элементы ФЭС и по функциональному назначению. Как и в традиционной аварийной разметке, в данном случае независимо от конструкционных и текстурно-фактурных признаков выделяют предупреждающие, запрещающие, указательные и предписывающие обозначения.

Поскольку значительная доля фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов находит свое место на производствах, различаются и подходы в изготовлении основы для визуально-знаковой разметки. Излучатели могут наклеиваться на твердые и гибкие поверхности, изготовленные из металла, пластмассы, композитных материалов и древесины. Выбор основы будет как раз зависеть от типа производства целевого предприятия и имеющих место угроз, которые будут воздействовать на элементы ФЭС.

 

Проектирование фотолюминесцентной эвакуационной системы

Техническое задание для проекта размещения элементов ФЭС в качестве исходных данных должно предоставить сведения о деятельности объекта применения системы, времени ожидания перед началом эвакуации, сложности маршрутов и количестве людей, которые могут одновременно покидать здание в случае аварии.

На основе полученных сведений, имея на руках также планы помещений, проектировщики составляют схему размещения элементов ФЭС, учитывая их функциональные различия, конфигурации и эксплуатационные характеристики. В частности, рабочий проект фотолюминесцентной эвакуационной системы содержит конкретные требования к характеристикам элементов разметки, в числе которых площадь поверхностей свечения, дистанция видимости, параметры расположения относительно пола и потолка, яркость и т. д. Предварительно на этапе испытаний рассчитываются фото- и колориметрические характеристики элементов.

Частота размещения, а также общее количество применяемых в проектном решении фотолюминесцентных компонентов, будет зависеть от множества параметров. Длина и сложность маршрута – лишь часть влияющих факторов. Играют роль также температурные условия, качество основного освещения (при его наличии) и характер угроз, на случай реализации которых будет использован план эвакуации.

Общие правила монтажа ФЭС

 

Рабочий процесс по технической организации фотолюминесцентной разметки состоит из нескольких этапов. Для начала в соответствии с проектной схемой производится монтаж точек установки функциональных элементов. Это значит, что при необходимости исполнители выполняют штробление, сверление отверстий и установку несущих монтажных профилей, на которых в дальнейшем будут зафиксированы компоненты фотолюминесцентной эвакуационной системы и прилегающие коммуникации. То же штробление в стене необходимо для проведения кабельной подводки. Далеко не все элементы ФЭС нуждаются в специальном энергоснабжении, но комплексная система в любом случае будет требовать определенного питания, источником которого может стать и сеть снабжения основного освещения.

На следующем этапе производится крепление элементов к подготовленным гнездам. В зависимости от типа конструкции и форм-фактора конкретного изделия, установка может выполняться болтовым способом, сваркой или замковой посадкой на монтажную базу. Это зависит от характеристик самих изделий. Что касается рекомендаций по ориентации знаков относительно пола и потолка, то желательно выполнять монтаж фотолюминесцентных эвакуационных систем на уровне 40 см от напольной поверхности. Также надо иметь в виду, что максимальная дистанция между знаками информирования о направлении эвакуационного пути должна составлять не более 5 м.

Применение ФЭС в метрополитене

В случае с метрополитеном одна из главных задач заключается в правильном ограничении краев платформ относительно колонн и углов стен. Для этого на поверхности наносятся сигнальные разметочные линии с чередующимися полосками белого, желтого и черного цветов. Ниже представлены примеры с фото эвакуационных фотолюминесцентных систем, где как раз используется аналогичный способ визуального информирования пассажиров. Специальная разметка применяется и для выделения лестничных конструкций. Сигнальные линии тех же цветов выделяют металлические турникеты и весь путь до лестницы чередующимися полосами.

 

Оформление вагонов поездов производится так, чтобы у пассажиров оставались следующие возможности:

  • Чтение инструкций в вагоне о действиях при возникновении чрезвычайной ситуации.
  • Ориентация в темном вагоне при отключении света.
  • Определение мест размещения приборов для связи, устройств огнетушения, а также средств индивидуальной защиты.
  • Передвижение по составу к хвостовому или головному вагону.

Конфигурация расположения указателей направления

В организации ФЭС на пути к эвакуационному выходу и на площадках безопасности используются низкорасположенные знаки и указатели, которые ведутся сплошным образом, а в условиях прерывания перекладываются на поверхность пола. Прерывистые указатели размещаются с отступами в 3-5 м, хотя в перекрестках и в критических зонах маршрута желательно все же использовать сплошные обозначения.

Линии наносят по обеим сторонам эвакуационного движения, если есть такая возможность. Если ширина пути составляет меньше 2 м, то можно ограничиться и оформлением одной стороны – по стене на высоте 40-50 м. И напротив, на больших площадках и в помещениях фотолюминесцентная эвакуационная система должна быть реализована по обеим сторонам, что позволит человеку ориентироваться при нахождении на разных участках маршрута. В местах перехода, расположения дверей и других проемах должен указываться механизм движения запорной конструкции. Обычно подобные указатели находятся на ручках и других приспособлениях, с помощью которых открываются те же двери и функциональные элементы проема.

Средства усиления визуального эффекта ФЭС

В данной системе используются предупреждающие знаки, которые можно размещать промежутками, но с поддержанием постоянства прерывистой информации. Способ и частота размещения определяется конкретными условиями и возможными угрозами. В нормативной документации средства визуального усиления указателей рекомендуется размещать в верхнем поле видимости, а на нижнем уровне устанавливаются стандартные элементы фотолюминесцентной эвакуационной системы – ГОСТ Р 12.2.143-2009, к слову, указывает и на использование возможности вспомогательного размещения знаков направления сразу на нескольких уровнях. Поэтому в выборе конкретного способа опираться следует на имеющиеся технологические условия, а также учитывать факторы рисков.

В качестве дополнительной усиливающей разметки применяются акцентированные визуальные обозначения. Их используют, например, для выделения функциональных участков, пожарных щитов, перил и прочих конструкционных элементов маршрута. Как отмечается в ГОСТе, фотолюминесцентные эвакуационные системы должны в обязательном порядке маркировать аварийное оборудование, размещенное вдоль или рядом с проходящим маршрутом. Также организуется система информирования об альтернативных путях эвакуации, нумерации этажей, тупиковых участках и т. д.

Правила разметки лестниц и пандусов

 

Наряду с линиями направления, которые также показывают угол лестничного наклона, фотолюминесцентная разметка должна показывать перспективу и контуры степеней или конструкции пандуса. Такие обозначения размещаются на поверхностях балюстрады или перил при каждом повороте. В многоэтажных зданиях на лестничных площадках также размещаются знаки с указанием номера этажа, названия лестницы и места расположения ближайшего выхода. В целях предотвращения спотыканий и проскальзывания полосками фотолюминесцентной эвакуационной системы помечаются края поступей. Обычно используют линии шириной не менее 2 см. Перила, закрепленные в стеновой нише, тоже выделяются ярким материалом – полностью или частично по стойкам в зависимости от качества местного освещения.

Техническое обслуживание ФЭС

В правилах эксплуатации фотолюминесцентных элементов особое место отводится их обслуживанию. Контроль состояния эвакуационной системы на таких компонентах осуществляют в рамках комплексного обследования лицами, ответственными за пожарную безопасность и гражданскую оборону на объекте. В рамках обслуживания производятся следующие мероприятия:

  • Визуальный осмотр элементов.
  • Проверка комплектности.
  • Оценка фотометрических параметров, среди которых яркость свечения и длительность послесвечения, когда основные приборы освещения отключаются.

При обнаружении дефектов, повреждений или несоответствий характеристик требованиям выполняется ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем – как правило, он заключается в замене элемента на новые образцы с эталонными рабочими свойствами. При этом важно изначально производить комплексное обследование и коммуникаций ФЭС, так как нарушения в параметрах свечения могут быть связаны с недостаточным энергоснабжением или перепадами напряжения сети, что часто встречается на промышленных объектах с несколькими энергетическими источниками.

Заключение

 

Фотолюминесцентные элементы – это далеко не единственный способ визуального оформления эвакуационного маршрута. Более того, по целому ряду параметров традиционная подсветка информационных знаков оказывается более эффективной. Чем же себя оправдывают фотолюминесцентные средства? Во-первых, такие элементы стоят недорого и позволяют комплексно обеспечивать различными знаками и сигнальными устройствами крупные объекты. Во-вторых, при техническом обслуживании фотолюминесцентных эвакуационных систем каждый компонент можно без труда заменить, не вторгаясь в конфигурации размещения соседних знаков. Еще одно положительное свойство – это надежность. В самых сложных условиях при повышении температуры или задымлении фотолюминесцентный материал продолжает свое яркое свечение, выделяя контуры препятствий и опасных зон. Что касается негативных факторов применения таких систем, то уже говорилось об их экологической небезопасности, хотя в этом направлении специалисты усиленно работают, предлагая все более «чистые» модификации материала.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии к записи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.